Понедельник, ноября 20, 2017
A- A A+

Поиск

Ангарск остался без автобусов

Иркутское УФАС уличило администрацию города в ущемлении конкуренции

Ангарск настиг транспортный коллапс, поскольку администрация города провалила попытку реанимировать полноценное движение общественного транспорта на нескольких городских маршрутах. На прошедшей неделе комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области потребовала от властей города аннулировать конкурс по выбору перевозчиков на шесть рейсов, по двум из которых — № 1 и № 5 — автобусы доставляют горожан в отдаленные микрорайоны города — Цементный и Юго-Восточный. Отмены аукциона добивались местные предприниматели, которые отказались обслуживать убыточные маршруты без компенсации муниципалитетом выпадающих доходов и вступили с администрацией Владимира Жукова в схватку за муниципальные дотации. Потуги властей обеспечить движение общественного транспорта силами муниципального предприятия и за счет краткосрочных контрактов с предпринимателями обернулись для жителей битком набитыми «пазиками», которые к тому же ходят с перебоями.

— До публикации постановления о конкурсе перевозчики отказались от осуществления перевозок по маршрутам №№ 1, 5 и 41 в связи с их нерентабельностью, — рассказал юрист Павел Волков, представлявший интересы перевозчиков на заседании в региональном УФАС. — Конечные пункты двух первых маршрутов находятся вне границ города, а именно в микрорайоне Цементный и Юго-Восточный, то есть требуют от перевозчиков больших трудозатрат, чем на городских рейсах, однако в рамках утвержденной бюджетной программы никаких дотаций не существует. Теперь администрация вновь выставляет эти маршруты на конкурс, без какого-либо анализа, и не указывает, что эти маршруты фактически являются убыточными.

До текущего года маршруты № 1 «Цементный — Студенческая» и № 5 «Автостанция — поселок Юго-Восточный» обслуживало транспортное предприятие ОАО «Автоколонна 1948». Контракт с ангарской администрацией у перевозчика был заключен с 2008 года. Однако в конце декабря прошлого года генеральный директор транспортного предприятия Сергей Шарков уведомил администрацию о расторжении договора и прекращении перевозок со 2 января 2014 года, заявив об убыточности маршрута. По словам Шаркова, ежемесячные убытки в конце года уже составляли около 650 тыс. рублей.

— Выпадающие доходы администрация могла компенсировать. Живой пример есть в Ангарском районе, где мэрия дотирует перевозки по пригородным и садоводческим маршрутам, — подчеркнул пресс-секретарь «Автоколонны 1948» Владимир Хмыльников. — Мы заявили об ущербе, и администрация попросила предоставить подтверждающие расходы документы. Мы уточнили, по какой из методик им предоставить расчеты, поскольку по опыту знаем, что из-за подобной формальности нас непременно отфутболят и заставят нашу бухгалтерию много раз делать лишнюю работу. Однако с методикой администрация так и не определилась.

Вместо этого власти заявили о том, что перевозчик отказался предоставлять документы в подтверждение убытков, и решили заключить краткосрочные контракты с другими предпринимателями. Со 2 января текущего года обслуживание маршрута № 5 по контракту с администрацией начало осуществлять МУП «Ангарский трамвай». В результате уже на вторую неделю после новогодних праздников жители микрорайона Юго-Восточный направили прокурору города Дмитрию Погудину жалобу о неудовлетворительной организации пассажирских перевозок на рейсе. С аналогичными обращениями жители микрорайона обращались к главе Ангарска Владимиру Жукову и председателю думы города Андрею Истомину.

«Автобусы, предоставленные МУП «Ангарский трамвай» на маршрут № 5, обладают малой вместимостью, даже при выходе двух автобусов они идут переполненные, в час пик не могут вместить всех пассажиров и вынуждены проходить мимо остановок, — подчеркивается в обращении. — Интервал движения автобусов — 45 минут, другого способа добраться до центральной части города нет. Из-за плохо организованного маршрута у работающих жителей микрорайона возникают проблемы с работодателями из-за опозданий, также у людей нет возможности вовремя добраться в поликлинику, школы и вузы. Кроме того, нарушается расписание движения автобусов по маршруту, в связи с чем жители микрорайона вынуждены нести непомерные расходы на такси».

Через неделю после заявления жителей Юго-Восточного сама администрация сообщила о скандале вокруг маршрута № 1, курсирующего в Цемпоселок. С начала года его обслуживает предпринимательница Галина Алексеева, на частный дом которой было совершено нападение. Как отметили в пресс-службе УМВД России по Ангарску, вечером 23 января неизвестные разбили окна в доме Алексеевой, а за день до этого — окна в двух автобусах, следовавших по первому маршруту, кинув в стекла во время движения свертки с кирпичами.

Эти инциденты администрация объяснила конкурентной борьбой, и под ее подозрение почему-то попал предыдущий перевозчик, обслуживавший данные маршруты. Однако, по словам Сергея Шаркова, он не претендует на рейсы, по которым ранее много лет ездил его транспорт, и не собирался участвовать в назначенном на 25 февраля 2014 года конкурсе по этим и четырем другим маршрутам.

По словам начальника отдела правового обеспечения департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Ольги Прокопьевой, на объявленный властями конкурс по выбору перевозчиков до сих пор не было подано вообще ни одной заявки. На аукцион администрация выставила проблемные маршруты № 1 и № 5, недействующий рейс № 41, а также №№ 19, 27 и 28, по которым также подходит к окончанию срок контракта. Группа перевозчиков из одиннадцати предпринимателей решила оспорить выдвинутые администрацией условия конкурса.

— Наша жалоба сводится к тому, что критерии отбора предприятий, желающих участвовать в конкурсе, не соответствуют действующему законодательству, — подчеркнул Павел Волков.

Заявители аргументировали жалобу тем, что к конкурсной документации не приложены схемы маршрутов, анализ пассажиропотока, не указаны остановки и расписание по отдельным рейсам, что не позволяет оценить экономическую рентабельность маршрутов. Кроме того, победитель аукциона определяется в зависимости от того, предоставлялись ли ему ранее льготы по оплате проезда, что исключает из конкурса вновь созданные организации. Критерием также является наличие или отсутствие нарушений при организации регулярных перевозок пассажиров, следовательно, те, кто ранее осуществлял такие перевозки, имеет более выгодное положение. По другому критерию — нарушениям лицензирования — больше баллов получают, наоборот, новые участники рынка, ранее не осуществлявшие перевозки.

Как пояснила заместитель главы Ангарска Светлана Щепина, обязанность составления схемы движения транспорта, определения остановок и оформления паспорта маршрута возложена на самого перевозчика. «Им предоставлена возможность определить остановочные пункты самостоятельно, с точки зрения его коммерческой деятельности. Как правило, эти остановочные пункты сокращаются как раз из соображений рентабельности», — пояснила Светлана Щепина.

Эти доводы комиссия антимонопольного органа не приняла, а ее особое удивление вызвало требование администрации к соискателям о предоставлении справки о ДТП, произошедших по вине перевозчика. «Перевозчик, как юридическое лицо, не может попадать в аварии и привлекаться к административной ответственности, это делают непосредственно водители, — подчеркнул Павел Волков. — Кроме того, действующее законодательство не предусматривает утверждения такого критерия оценки».

В ответ Ольга Прокопьева сослалась на местный нормативный акт, датированный маем 2013 года, который такой критерий устанавливает. «Логика данных доводов мне кажется неубедительной, — прервал юриста администрации заместитель руководителя регионального управления ФАС Александр Кулиш. — Выходит, что если вы своим актом разрешаете убийство на территории Ангарска, то там можно будет убивать. Обоснуйте это с точки зрения федерального законодательства».

Дальнейшие пояснения представителей администрации комиссию антимонопольного органа также не удовлетворили. Нелогичность некоторых требований конкурсной документации были вынуждены признать и сами ангарские чиновники. Так, на вопрос Александра Кулиша о том, действительно ли организатор аукциона предпочтет предприятие, которое только получило лицензию на перевозки, но еще не возило людей, тому, которое работает много лет и при этом имеет даже незначительные нарушения, Ольга Прокопьева признала: «Получается, что так».

В итоге комиссия регионального УФАС пришла к выводу, что опубликованная документация конкурса «содержит положения, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции». «Доводы автоперевозчиков признаны обоснованными, — подчеркнул Александр Кулиш. — Мы решили выдать администрации Ангарска предписание об аннулировании конкурса».

©Илья Новиков